Даниил Шафран родился 13 января 1923 года в Ленинграде, СССР. Его отец, Борис Семенович, впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР, три десятиления возглавлявший виолончельную группу симфонического оркестра Лениградской филармонии, мать - пианистка. Музыкой начал заниматься в восемь с половиной лет с отцом. |
|
В 10 лет был принят в Особую
детскую группу при Ленинградской консерватории.
Там занималось 12 детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Его преподователем на будущие 10 лет становится
А.Я Штример (окончивший Консерваторию вместе с
Борисом Шафраном), ведущий преподаватель
Консерватории по классу виолончели. Учащиеся
изучали курс общеобразовательных дисциплин в
сочетании с занятиями музыкой, то, что теперь
практикуется в специальных музыкальных школах.
Занятия в Ленинградской Консерватории со
Штримером продолжаются. В начале Великой
Отечественной войны вместе со многими
музыкантами он уходит в народное ополчение. Но
через три месяца его отзывают и отправляют с
родителями в Новосибирск, куда эвакуируют и
Ленинградскую филармонию. А также оркестр
Ленинградской филармонии под управлением Е.
Мравинского и К. Зандерлинга. Там, в эвакуации,
Шафран впервые исполняет как солист концерты
Шумана, Гайдна, Дворжака, Боккерини. Первое
публичное выступление Шафрана состоялось 1933 г. в
Большом зале Ленинградской Консерватории. Он
исполнял 4 пьесы, в том числе "Танец
эльфов" Поппера. В 11-летнем возрасте он
выступил с оркестром Ленинградской филармонии
под управлением Альберта Коутса. В 1937 г. Шафран занял первое место во Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве. Тогда же он начал играть на замечательной виолончели Амати, сопровождавшей музыканта всю его жизнь. В 1949 г. Шафран удостаивается первой премии конкурса Международного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. 1950 г.- первая премия на Международном конкурсе виолончелистов им. Вигана в Праге. Он был председателем и членом жюри многих международных виолончельных конкурсов, с 1974 года - председатель жюри виолончелистов Международного конкурса им. Чайковского. Шафран гастролировал во всех странах Европы, во многих городах США, Канады, Латинской Америки, Японии, Австралии.Объездил почти всю Россию. Его пластинки и CD пользуются спросом во всем мире. Кабинет Шафрана - небольшая комната, мебель - только необходимая. Над роялем - портрет Шостаковича, напротив - фотография Александра Штримера, его педагога, рядом - Пабло Казальс. И выше всех его великих друзей, композиторов и музыкантов - портрет супруги Светланы. Мягкий свет торшера подчеркиевает тонкий аристократизм и артистичность Шафрана. Он говорит тихо, еле заметно улыбаясь, вы поддаетесь его обаянию и чувствуете себя свободно и непринужденно. Когда мы беседовали, я обнаружил удивительное сходство музыканта с портретами Ренуара, его лицо действительно излучает мягкость, теплоту, человеколюбие и поэзию. И мне сразу стало понятно, почему артистизм Шафрана, его музыка отождествляется с этими понятиями. Шафран рассказывал о своем детстве: Звуки музыки, звуки виолончели были со мной с колыбели, даже еще раньше. Мои родители были еще студентами, когда я должен был родиться. Кажется, что в то время, когда у мамы начались схватки, отец репетировал концерт до-мажор Гайдна. " Пора ехать в больницу - сказала мама. Да, да, хорошо, сейчас закончу, - ответил он, проигрывая технически сложный пассаж. Слава Богу, мама его уговорила. Теперь, всякий раз, когда я играю этот пассаж Гайдна, и не доволен собой, в оправдание я говорю: Я родился, не закончив до конца репетицию. "Когда я был маленький, я часто просил папу позаниматься со мной, но он отговаривался тем, что это слишком тяжелый труд. И как-то летом, когда мне было восемь с половиной лет, мы с братом играли во дворе. Мама позвала меня домой. Я увидел папу, держащего маленькую виолончель. Я купил тебе виолончель, - сказал он. - Садись и давай заниматься.. Мне не хотелось прерывать игру. Давай завтра. Нет,- сказал отец. - Сейчас или никогда. Мы начали заниматься. Отец был вдумчивый серьезный музыкант. Он всегда подчеркивал, что важен каждый урок, каждое занятие имеет свою особенность и пользу. "Теперь для тебя музыка", говорил он," - главная и основная работа. Благодарность за нее ты получишь только отдав максимум усилий, эмоций и вдохновения. Теперь это и мое убеждение. |